Войти  /  Регистрация
Меню

Вниманию хормейстеров! Предлагаем Вам обзор репертуарных сборников хоровых произведений современных композиторов, редактор-составитель И. В. Роганова

27.10.2017

Роганова И. В.Роганова Ирина Вячеславовна

заслуженный работник РФ, заведующая хоровым отделом  МБОУДОД «Гатчинская детская музыкальная школа им. М. М. Ипполитова-Иванова», лауреат международных конкурсов, президент Межрегиональной ассоциации дирижёров детских и молодёжных хоров Северо-Западного региона РФ (Санкт-Петербург), член президиума ВХО, автор методических статей, репертуарных сборников, редактор-составитель  издательства «Композитор» (Санкт-Петербург), организатор  Всероссийских семинаров для дирижёров и композиторов «Летняя школа. Хоровая лаборатория. XXI век», художественный руководитель международного хорового конкурса «Радуга» (Санкт-Петербург).

Обзор репертуарных сборников хоровых произведений современных композиторов, редактор-составитель И. В. Роганова

Сборники хоровой музыки современных отечественных композиторов издательства «Композитор • Санкт-Петербург», над которыми я работала как редактор-составитель, представлены несколькими сериями.  В целом, сборников около тридцати, и они охватывают репертуар, адресованный разным возрастным коллективам.

1. Хоровая лаборатория

С 2011 года  издаётся серия репертуарных сборников «Хоровая лаборатория. Музыка для детей и юношества». Содержание  сборников  формируется по  результатам Всероссийского конкурса композиторов с одноименным названием «Хоровая лаборатория. Музыка для детей и юношества» В сборник входят произведения, победившие на конкурсе, а также некоторые произведения, не отмеченные жюри, но  рекомендованные  к публикации.

Публикуются произведения следующих жанров:

I. Духовная хоровая музыка:

  • произведения на православные канонические тексты для хора a cappella;

  • духовная музыка на авторские тексты для хора a capрella;

  • произведения, посвященные Рождеству Христову и Пасхе на православные канонические, авторские или народные тексты;

  • духовная музыка на латинские тексты для хора a capрella.

II. Произведения фольклорного направления

III. Хоровые произведения на стихи классических и современных поэтов.

IV. Эксперимент.

V. Детская музыка:

  • произведения для младших хоров на стихи классических и современных поэтов.

В 2017 году состоялся 10 Открытый всероссийский конкурс «Хоровая лаборатория. Музыка для детей и юношества». Ежегодно 50–80 композиторов России, соседних республик, а также других стран (США, Италия, Израиль, Словения, Македония, Великобритания) присылают 130–170 произведений, из которых публикуются лучшие. Наши постоянные авторы — композиторы Екатеринбурга Челябинска, Нижнего Новгорода Москвы и Санкт-Петербурга. С каждым годом увеличивается число участников композиторов-студентов, что является очень позитивной и перспективной тенденцией. В настоящий момент сдан в работу 9 выпуск серии по результатам конкурса 2017 года.

2. Репертуарные сборники современных авторов для младшего хора

Сборник Песни современных композиторов для младшего школьного хора. Программа «Музыка. I–IV классы» рекомендуется в качестве репертуарного сборника хоровых произведений современных композиторов для работы в организациях дополнительного образования детей — в детских школах искусств, хоровых студиях, домах детского творчества, а так же на занятиях по предмету «Музыка» в рамках основного учебного плана, на занятиях по коллективному музицированию, во внеурочной деятельности в организациях общего образования.

Предложенный в сборнике репертуар частично опробован в ряде общеобразовательных и музыкальных школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Однако многие произведения, написанные в 1990–2000-е гг., издаются впервые. Среди авторов — композиторы Санкт-Петербурга, Москвы и Московской области, Нижнего Новгорода, Самары, Новосибирска, Ставрополя, Читы, Челябинска,  а так же авторы из Белоруси и Украины.

Песенный материал расположен по степени нарастания трудности: начальный период — более сложные произведения — простое двухголосие.

Репертуар сгруппирован по тематике. Важно, что в сборнике есть раздел «Песни о Родине, о родном крае», что поможет восполнить существующий пробел в репертуарных рекомендательных списках произведениями современных авторов.

Новым и полезным следует считать включение песен современных авторов о Рождестве и Новом годе, что важно для хоровых коллективов, участвующих в праздничных и фестивальных Рождественских и новогодних концертах. Интересны по подборке репертуара разделы «Песенки о нотках, о музыке» и «Для работы с хором или ансамблем мальчиков».

Новизна репертуара, удобство и доступность исполнения подобранных произведений делают этот сборник полезным в работе преподавателей пения, музыки, хормейстеров детских коллективов.

В комплект к сборнику мы предлагаем методическую разработку «Работа с младшим хором. Методическое пособие. Формирование первоначальных  вокально-хоровых навыков» (автор И. В.  Роганова). Новым и современным  является включение  в методические рекомендации разделов о  различных формах двигательной активности на уроках,  о различных видах дыхательных упражнений, жанровых разновидностях концертного репертуара.

Интересен и нов по подходу к воспитанию вокально-хоровых навыков  сборник «Песни доктора Лазарева. Лечебный, учебный и концертный  репертуар для детей дошкольного  и школьного возраста от автора СОНАТАЛ-педагогики» (автор-составитель И. В. Роганова)

В каждой из песен  сборника  многократно повторяются звуки — и согласные, и гласные, именно те, которые нужны для правильного формирования певческого звука, артикуляции, организации работы дыхания.

 

Хрестоматии для младшего хора. Одноголосие: Часть 1, Часть 2. Двухголосие: Часть 1, Часть 2

         

Хрестоматия для младших хоров «Одноголосие» содержит учебный и концертный репертуар, систематизированный по степени трудности. В сборник вошли произведения, написанные для детей отечественными композиторами советского периода и последующего времени (XX — начало XXI в.), разнообразные по темам и содержанию. В составлении хрестоматии участвовали руководители детских хоров и хоровых студий Москвы и Санкт-Петербурга, имеющие богатый опыт работы с детскими коллективами и предложившие отобранный ими хоровой репертуар, успешно опробованный в повседневной практике.

Первая часть хрестоматии включает разделы для начального этапа работы — в подготовительной группе и 1 классе: «Народные попевки, прибаутки для распевания и развития диапазона», «Песни для развития вокальных навыков», «Песни первой ступени сложности», — а также тематические подборки: «Песни о нотах и с элементами сольфеджирования», «Зимние, новогодние и рождественские песни». 

Вторая часть хрестоматии содержит песни второй ступени сложности для исполнения в младших классах, произведения  а капелла и с аккомпанементом,  песни каноны и пр. а также тематический раздел «Песни о маме к празднику 8 Марта».

Хрестоматия для младших хоров «Двухголосие» содержит учебный и концертный репертуар, систематизированный по степени трудности и организованный в тематические разделы  по жанрам. В сборник вошли обработки народных песен, произведения, написанные для детских хоровых коллективов отечественными композиторами-классиками, композиторами советского периода и последующего времени. Обширный разножанровый репертуар обеспечивает возможность воспитания вокально-хоровых навыков необходимых для овладения пением на два голоса в младшем хоре.

Раздел народных песен с аккомпанементом включает 10 произведений, а народных песен а капелла с канонами вместе — 70. Такое соотношение не случайно и отражает тенденцию воспитания хоровых навыков пения а капелла, что является возвращением к культуре пения а капелла изначально присущей русской народной песне и хоровой культуре России в целом.

Немногочисленна группа произведений для двухголосного хора русских композиторов-классиков. Как вид хорового искусства музыка для детей сформировалась в отдельное направление и стала востребованной в XIX веке.

В большой раздел Произведения современных композиторов включены произведения хорошо известных композиторов — Т. Попатенко, М. Парцхаладзе, Г. Струве, С. Соснина, В. Ходоша и др., и  произведения, созданные в последние годы, мало известные широкой публике. Также в сборник вошли произведения, присланные композиторами из разных городов Российской Федерации — С.  Смирнов (Нижний Новгород), Е. Поплянова и Т. Шкербина (Челябинск), Л. Шевлякова (Магнитогорск), Д. Батин (Пермь), Л. Хорошина (Вологда), Л. Быренкова (Чебоксары) и др.

3. Сборники а капелла для младшего и старшего хоров. Три тетради

Работу над пением а капелла следует начинать в младшем хоре. Но репертуар а капелла  для младших коллективов за редким исключением ограничен жанрами народных песен и некоторыми произведениями духовной музыки — знаменные распевы. Первая тетрадь а капелла — двухголосие —включает в себя подборку произведений для младшего хора, некоторые из которых написаны специально для этого сборника. Это произведения В. Ходоша, Т. Шкербиной. Подборка текстов — живых, весёлых, иногда с  тенденцией к театрализации, безусловно понравится детям, а музыкальное воплощение игровых, подчас юмористически сюжетов сделает работу над вокально-техническими трудностями  увлекательной.

Во второй тетради представлены произведения а капелла композиторов XX–XXI веков на стихи поэтов — классиков и современных авторов для старших хоровых коллективов. Открывают сборник несколько двухголосных произведений, в которых трёхголосие возникает эпизодически. Основной материал сборника включает в себя произведения трёх-четырёхголосные и несколько произведений пяти- шестиголосных. Большинство произведений группируются по монографическому принципу. Произведения В. Ходоша привлекают детской игровой тематикой, озорным характером, яркими образами, сюжетностью в драматургии, а следовательно, не куплетными формами произведений. Музыкальный язык автора достаточно сложен для детского хора: он включает в себя диссонирующие аккорды с секундами и различные трудные в интонационном отношении эпизоды —  хроматические ходы, пение стаккато, переклички голосов, имитации. Мир детства талантливо отражён в произведениях Т. Попатенко, Т. Шкербиной,  В. Синенко. Современная духовная музыка представлена произведениями нескольких авторов: М. Малевича, В. Римши, А. Жарова, А. Михеля.

Отрадно, что в предлагаемой подборке представлены произведения на стихи русских классиков и известных поэтов наших дней: А. Пушкина, Ф. Тютчева, С. Есенина, И. Бунина, К. Р., а так же М. Садовского, Г. Остера, Н. Матвеевой и некоторых других поэтов. Часть произведений была ранее опубликована в сборниках 80–90 годов, но большая часть — публикуются здесь впервые.

Третья тетрадь а капелла собрала произведения современных композиторов для старшего концертного  хора а капелла. Степень трудности четырёх-шестиголосие.

Современный музыкальный язык авторов привлекает яркостью образных характеристик, динамичностью драматургии. Произведения В. Ходоша, Е. Адлера, С. Плешака, А. Ларина, Т. Чудовой, В. Пьянкова, А. Вискова, А. Мозалевского, композиторов Карелии довольно часто звучат в исполнении концертных хоров, но, к сожалению, или давно не переиздавались, или издавались небольшим тиражом. Надеемся, что этот сборник будет востребован, и произведения предлагаемой подборки войдут в репертуар детских и юношеских концертных коллективов.

4.  Народные песни. Обработки российских композиторов XX–XXI вв. для детского (женского) хора а капелла 

В данный сборник включены народные песни в обработках современных авторов а капелла для старшего хора.

В структуре сборника 3 раздела.

1 раздел — песни а капелла с несложным трёххголосием. Сюда включена целая группа песен, в которых изложение куплетов песен дано в традиционной аккордовой гармонизации. Простой аккордовый склад с опорой на трезвучия, сменяется варьированием фактуры с введением простых подголосков, без смены тональности и модуляций. Детские старшие хоры на практике с обработками подобной трудности справляются. Некоторые из представленных обработок, к сожалению, не имеют указанного авторства. Заголовки и указания авторства были утрачены в процессе копирования нот, передачи по хоровым коллективам.     

Возможно в репертуар народных песен этой группы должны быть включены обработки народных песен  а капелла отечественных композиторов-классиков — Н. Римского-Корсакова, А. Лядова и других русских композиторов, но их обработки многократно издавались, их можно найти в Хрестоматиях по дирижированию, других сборниках отечественной хоровой музыки и в интернете. Целью данного сборника было донести до современных хоровых коллективов обработки народных песен современных авторов.

Во втором разделе сборника представлены более развитые и сложные обработки для концертных хоровых коллективов. Авторы свободнее обращаются с фольклорным материалом. Подчас авторское  высказывание в обработке песни выходит на первый план, а сам первоисточник — фольклорная мелодия — оказывается поводом для развёртывания оригинального авторского произведения в фольклорном стиле. Оригинальность замысла композитора определяет тип формообразования, значительно отходящего от куплетно-вариационного изложения, которое превалирует в произведениях первого раздела. Сложность и детализация авторского замысла требует divisi хоровых партий до 6–7 голосов в кульминационных точках.

Последний раздел сборника — это произведения в фольклорном стиле, основанные на народно-песенном материале обобщённого характера без конкретных мелодических цитат. Композиторы  используют в своих произведениях как народные тексты, так и стихи поэтов классиков: С. Есенина, А. Прокофьева.


Чтобы лучше ориентироваться в  большом количестве хоровых  репертуарных сборников,  издательство предлагает приобретать хоровую и методическую литературу двумя комплексами: для младшего и для старшего хоров. 

Учебно-методический комплекс МЛАДШИЙ ХОР представляет собой комплект, в который входят методические материалы для дирижёров — руководителей хоров и репертуарные сборники, в которых песенный репертуар, предназначенный для работы с младшими школьниками, систематизирован по сложности и тематике. 
Комплекс служит целям наиболее полной реализации воспитательных и образовательных задач, сформулированных различными учебными программами по предметам Хоровое пение, Хор и направлен на обеспечение всестороннего развития личности учащегося.


Учебно-методический комплекс СТАРШИЙ ХОР представляет собой комплект, в который входят методические материалы для дирижёров — руководителей хоров (статьи ведущих методистов России и зарубежных специалистов по базовым вопросам вокально-хоровой работы), и репертуарные сборники, в которых систематизирован по жанрам песенный репертуар, предназначенный для работы со старшими хором. Комплекс служит целям наиболее полной реализации воспитательных и образовательных задач, сформулированных программами по предметам Хоровое пение, Хор и направлен на обеспечение всестороннего развития личности учащегося.


Назад к списку новостей