Войти  /  Регистрация
Меню

Его музыку называли гениальной Дмитрий Шостакович, Рудольф Баршай, Мария Юдина. Николай Мясковский, в классе которого он учился в Московской консерватории, считал его своим самым талантливым учеником... Одно из забытых имен — Александр ЛОКШИН...

03.11.2015

Его музыку называли гениальной Дмитрий Шостакович, Рудольф Баршай, Мария Юдина. Николай Мясковский, в классе которого он учился в Московской консерватории, считал его своим самым талантливым учеником... Одно из забытых имен — Александр ЛОКШИН...

История русского отечественного искусства насчитывает немало горьких страниц, связанных с именами талантливых и самобытных художников, которые именно у себя на родине подвергались травле, а их творения — запрету.

К их числу принадлежит композитор Александр Лазаревич Локшин (1920–1987). Его музыку называли гениальной Дмитрий Шостакович, Рудольф Баршай, Мария Юдина. Николай Мясковский, в классе которого Локшин учился в Московской консерватории, считал его своим самым талантливым учеником и, как мог, поддерживал. Именно благодаря Мясковскому в 1945 году Локшина пригласили преподавать в Московскую консерваторию. Через 3 года, в 1948 году в ходе печально известной кампании «по борьбе с космополитизмом», а также за пропаганду среди студентов «идейно чуждой» музыки величайших композиторов XX века Малера, Берга, Стравинского, Шостаковича Александр Локшин был уволен из консерватории. Ни одна попытка композитора получить хотя бы какую-то работу в музыкальных учебных заведениях успехом не увенчалась. И Александр Локшин полностью посвятил себя творчеству.

Каталог сочинений А. Л. Локшина насчитывает свыше 35 опусов, среди которых: 11 симфоний, камерно-вокальные сочинения, моно-опера по «Фаусту» в переводе Пастернака, музыка к кинофильмам.

К произведениям Локшина обращались дирижеры Евгений Мравинский, Арвид Янсонс, Геннадий Рождественский, но главным интерпретатором и пропагандистом его творчества был Рудольф Баршай.

В книге «Нота. Жизнь Рудольфа Баршая, рассказанная им в фильме Олега Дормана» Рудольф Борисович незадолго до смерти сделал признание, что его эмиграцию из СССР может оправдать уже одна возможность исполнения симфоний Локшина. 

Сегодня сочинения Александра Локшина обретают новую жизнь, вызывая интерес исполнителей и слушателей во всем мире. Издательство «Композитор • Санкт- Петербург» предлагает ознакомиться с полным списком сочинений А. Локшина.

1. [1939] Симфоническая поэма «Цветы зла» на стихи Ш. Бодлера. Для сопрано и большого симфонического оркестра
2. [1942] Симфоническая поэма «Жди меня» для меццо-сопрано и большого симфонического оркестра на стихи К. Симонова
3. [1952] «Венгерская фантазия» для скрипки и большого симфонического оркестра. Исп. 1952 – Москва, дир. К. Зандерлинг, солист Ю. Ситковецкий
3а. [1952] «Венгерская фантазия» — авторское переложение для скрипки и ф-но
4. [1953] Вариации для фортепиано
5. [1955] Квинтет для кларнета и струнного квартета
6. [1957] Симфония № 1 («Реквием») для большого симфонического оркестра и смешанного хора. На средневековый латинский текст («Diesirae...»)
7. [1960] «В джунглях», сюита для большого симфонического оркестра
8. [1962] «Тараканище» — комическая оратория для большого симфонического оркестра и смешанного хора на стихи К. Чуковского
9. [1963] Симфония № 2 («Греческие эпиграммы») для большого симфонического оркестра и смешанного хора
10. [1966] Симфония № 3 для баритона, большого симфонического оркестра и мужского хора на стихи Р. Киплинга
11. [1968] Симфония № 4 для большого симфонического оркестра
12. [1968] «Во весь голос», вокально-симфоническая поэма для баса и большого симфонического оркестра на стихи Маяковского
13. [1969] Симфония № 5 («Сонеты Шекспира») для баритона, струнного оркестра и арфы
14. [1971] Симфония № 6 для баритона, большого симфонического оркестра и смешанного хора на стихи А. Блока — прослушать фрагмент 
15. [1972] Симфония № 7 для контральто и камерного оркестра на стихи средневековых японских поэтов — прослушать фрагмент 
16. [1973] «Песенки Маргариты» для сопрано и большого симфонического оркестра (на стихи из «Фауста» Гёте в переводе Б. Пастернака) — прослушать фрагмент
17. [1973] Симфония № 8 для тенора и большого симфонического оркестра на стихи Пушкина («Песни Западных славян») — прослушать фрагмент 
18. [1975] Симфония № 9 для баритона и струнного оркестра на стихи Леонида Мартынова
19. [1976] Симфония № 10 для контральто, смешанного хора, большого симфонического оркестра и органа на стихи Н. Заболоцкого — прослушать фрагмент 
20. [1976] Симфония № 11 для сопрано и камерного оркестра на стихи Л. Камоэнса
21. [1977] Кантата «Мать скорбящая» для меццо-сопрано, большого симфонического оркестра и смешанного хора. На тексты из «Реквиема» А. Ахматовой и Русской заупокойной службы
22. [1978] Квинтет для двух скрипок, двух альтов и виолончели (памяти Д.Д. Шостаковича)
23. [1980] Три сцены из «Фауста», моно-опера для сопрано и большого симфонического оркестра (на стихи из «Фауста» Гёте в переводе Б. Пастернака)
24. [1981] Квинтет «Из лирики Франсуа Вийона» для тенора и струнного квартета. Тексты — эренбурговские переводы стихов Ф. Вийона
25. [1981] «Искусство поэзии» для сопрано и камерного оркестра на стихи Н. Заболоцкого
25а. [1981] «Искусство поэзии» для сопрано и фортепиано на стихи Н. Заболоцкого (авторское переложение)
26. [1982] Прелюдия и тема с вариациями для фортепиано
27. [1983] 1-я Симфониетта для тенора и камерного ансамбля на стихи Игоря Северянина
28. [1983] «Три стихотворения Ф. Сологуба» для сопрано и фортепиано
29. [1983] Вариации для баса и оркестра на ранние стихи Н. Тихонова
30. [1984] Струнный квартет
31. [1985] 2-я Симфониетта для сопрано и расширенного камерного оркестра на стихи Ф. Сологуба
32. [1960-е годы] «На озёрах Казахстана». Для большого симфонического оркестра
33. [1960-е годы] «Фортепианные пьесы для детей» (Танец, Вальс, Осенний дождик, Старая сказка, Тарантелла, Весной, Ноктюрн, Адажио)
34. [1947] «Детская сюита» для двух ф-но
35. [1951] «Концертный вальс» для большого симфонического оркестра

      

   

Назад к списку новостей