Войти  /  Регистрация
Меню

Публикуем статью «ПАМЯТИ СЕРГЕЯ МИХАЙЛОВИЧА СЛОНИМСКОГО (12.08.1932 – 09.02.2020)» доктора культурологии, профессора О. Л. Девятовой

14.02.2020

Музыкальная культура России, Европы, всего мира понесла горькую и невосполнимую утрату, получив известие о кончине великого сына земли русской, крупнейшего композитора современности Сергея Михайловича Слонимского (народного артиста России, лауреата Государственной премии РФ, кавалера российского ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени и многих других наград, профессора Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова).

«Последний из могикан» культуры «шестидесятничества», незаурядная, неординарная личность, воспитанная эпохой «хрущевской оттепели», с ее духом «брожения умов», свободомыслия, нонконформизма, неуемных экспериментов и творческих исканий.

Природная чуткость и восприимчивость, парадоксальная острота ума, высочайшая музыкальная одаренность и яркий самобытный талант рождали в его обширном, поистине необъятном творчестве разные контрастные миры, соединяющие казалось бы несоединимые культурные эпохи и пласты (от античности до авангарда, от средневековья до романтизма, от барокко и классицизма до модернизма). Такой музыкальный и общекультурный универсализм ставил его в культуре ХХ — начала ХХI веков в один ряд с художниками Ренессанса (Леонардо да Винчи, Микеланджело и другими). Не случайно мастер страстно мечтал о новом культурном Ренессансе, который бы на витке современной «исторической спирали» воссоздал дух и традиции культуры Серебряного века, наследником которой он был как генетически, так и культурфилософски.

Однако при всех своих многообразных интересах и пристрастиях, будучи как коренной петербуржец настоящим «западником», Слонимский оставался всегда верен России, русской культуре, русскому фольклору, русскому человеку, которые горячо любил и понимал. Трагедию России в ХХ веке (в результате революций, войн, репрессий и др.) он тяжело переживал всем своим существом, был всегда яростным поборником правды, справедливости, являлся всегда носителем Чести и Достоинства. Обладая подлинным человеческим и творческим бесстрашием, композитор нередко открыто выступал против зла во всех его проявлениях (ложь, подхалимство, лицемерие и др.), насилия над личностью (физического и духовного), что часто оборачивалось и против него самого (запреты на исполнение сочинений, в частности, оперы «Мастер и Маргарита» — по М.Булгакову; замалчивание успехов; травля и резкая низкопробная критика после премьер, прошедших с оглушительным триумфом — имею ввиду Самарскую премьеру оперы «Видения Иоанна Грозного» в 1999 г. со звездным составом постановщиков и исполнителей во главе с М. Ростроповичем и мн. др.). Однако «неудачи» и нападки только закаляли Слонимского и вызывали в нем неистовое желание работать с еще большей силой, «переплавляя гневную реакцию в творческую энергию», как писал композитор в посвящении к 28-й симфонии (2010), где благодарил врагов, недоброжелателей и «антимузыкальных критиков, постоянно помогающих автору-бретёру преодолевать скуку и лень…».

Не уставал Сергей Михайлович Слонимский писать и говорить о свободе творчества, категорически не принимал каких-либо творческих запретов, призывал к внедрению в культуру «запретов на запреты»: «Еще драгоценнее свобода творчества, созидательной мысли и новаторства, независимость от политики, моды, коньюнктуры, а также свобода от слова неправого, несправедливого, недоброго!», — писал Слонимский в Предисловии к своей книге «Свободный диссонанс. Очерки о русской музыке» (2004).

Все, что Сергей Слонимский хотел сказать людям, он выразил с потрясающей силой в своей музыке разных жанров и стилей: от простой «жалостливой» песенки «У кошки четыре ноги» из кинофильма «Република Шкид» или драматической песни-баллады «Деревянные костюмы» на стихи В. Высоцкого в фильме «Интервенция» (режиссер Г. Полока) – до больших концептуальных сочинений: кантаты «Голос из хора» на стихи А. Блока; исторических опер «Виринея», «Мария Стюарт», «Видения Иоанна Грозного»; шекспировской «дилогии» «Гамлет» и «Король Лир» и многих других.

Особый вклад, пока еще недостаточно осмысленный наукой, внес С. М. Слонимский в развитие русского и мирового симфонизма, создав 34 (!) симфонии, в которых раскрыл разные грани проблемы России «распятой» (суперцикл со 2-й по 9-ю симфонии), воссоздал дух «Божественной комедии» Данте (10-я симфония «Круги ада»), трагедии Гёте «Фауст» (21-я симфония) и многое другое.

Будучи сыном известного писателя Михаила Слонимского (члена группы 1920-х гг. «Серапионовы братья»), Сергей Михайлович воспринял от отца писательский дар и особый интерес к литературе. Любовь к прозе и поэзии (особенно Серебряного века — М. Зощенко, Е. Шварц, А. Блок,

А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам и многие другие) выразилась в вокальной музыке Слонимского, создавшего удивительные музыкальные откровения. Всегда привлекали композитора и современные ему замечательные поэты (Е. Рейн, А. Кушнер, А. Городницкий и др.). Велика в его творчестве и славная «когорта» русских поэтов-классиков ХIХ века (А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, А. Кольцов и др.), на стихи которых он написал прекрасные, по сути классические романсы.

Неоценим и вклад Слонимского в «детскую музыку», в сфере которой он создал поистине огромную «энциклопедию». Его фестивали-конкурсы «Играем Слонимского» (2012, 2016 гг.) шли с огромным успехом, привлекали юных музыкантов со всего мира. На поддержку молодых талантов была направлена и деятельность его Фонда.

Ключевой в жизни и творчестве Слонимского была проблема культурной памяти (многие свои сочинения он посвящал памяти любимых композиторов — Э. Григ, И. Брамс, Я. Сибелиус и др.). Это почитание ушедших, стремление сохранить, не дать уйти в забвение знаковых для культуры имен, событий, сочинений проявилось и во всех других сферах творческой деятельности Слонимского – выдающегося педагога и блестящего пианиста-импровизатора, ученого и музыкального писателя, неустанного просветителя и общественного деятеля (достаточно вспомнить его литературно-талантливые статьи о В. Шебалине, Б. Клюзнере, В. Пушкове и мн. др.; многим памятны вечера, посвященные им в Фонде культуры, в Санкт-Петербургской консерватории и др.).

Девиз Слонимского был «жизнью жизнь продлить» всему незаслуженно забытому, неизвестному или малоизвестному. Думается, что в определенной мере в культурной памяти и «продлении жизни» теперь будет нуждаться и творчество самого Сергея Михайловича, которое требует пристального внимания, пропаганды, исполнения и дальнейших исследований, хотя композитору уже и посвящено множество научных трудов разных жанров. Но еще необходимо в науке и в общественном мнении преодолеть известную недооценку его творчества, по достоинству осмыслить и оценить многие поистине, не побоюсь этого слова, гениальные музыкальные прозрения и открытия современного Мастера, высоту которых можно понять и почувствовать только при глубинном, непредвзятом отношении и восприятии его музыки, полном доверия к АВТОРУ. Думаю, что будущее во всей полноте поймет и осознает весь грандиозный масштаб и высочайший уровень вклада композитора-творца Сергея Слонимского в отечественную и мировую культуру.

Хочется верить, что великолепная музыка Слонимского будет звучать в концертных залах и театрах, даря людям несказанную радость от общения с его уникальной личностью поистине энциклопедических знаний, колоссальной эрудиции, замечательным благородным человеком с чуткой душой и добрым сердцем, открытым для всего нового, поистине ценного, талантливого, высокопрофессионального, вложившим в звуки музыки свои глубокие думы и проникновенные чувства о судьбах людей в культурах Запада и России (прошлого и настоящего). С волнением будем ждать премьеры его последней, уже изданной 34-й симфонии, исполнение которой он готовил и ожидал…

Неутомимой была педагогическая деятельность Слонимского — профессора Санкт-Петербургской консерватории, которой он посвятил более 60 лет своей жизни. Бесценны его уроки, его искрометные яркие лекции, творческие встречи, на которых он щедро делился своими знаниями, размышлениями о тайнах композиторского мастерства, о современной музыкальной культуре и др. Еще ждут своего изучения его новые учебно- практические работы и, прежде всего, фундаментальный труд «Мелодика», в который он вложил много сил, мыслей, вдохновения, собственного опыта и опыта классиков отечественной и мировой культур.

Всегда поражала его невероятная творческая работоспособность, непрерывный труд, в который он, как великий П.И. Чайковский, вкладывал «всю свою душу…», ведь для него сама «музыкальная речь» была живой и «неисчерпаемой, как и душа человеческая».

В эти скорбные дни вспоминаются пронзительные стихи Е. Евтушенко, в которых выдающийся поэт-«шестидесятник» писал о людях-мирах и горечи от боли и сознания «невозвратности» из небытия: «Уходят люди… / Их не возвратить. / Их тайные миры не возродить. / И каждый раз мне хочется опять от этой невозвратности кричать». «ОПУСТЕЛА БЕЗ НЕГО ЗЕМЛЯ…». Для меня «мир Сергея Слонимского» всегда был тайной, которую никогда не устану разгадывать, вслушиваясь в его волнующую, полную вдохновения и любви к жизни и к человеку Музыку.

Великая благодарность Сергею Михайловичу Слонимскому, который своей жизнью и творчеством вносил в жизнь всех любящих его и скорбящих о нем сегодня, красоту, благородство, божественный свет.

Сил и духовной стойкости в постигшем горе его замечательной семье: жене, детям, внукам и всем другим родным и близким.

Спасибо, что был, любил, творил, вдохновлял… Своеобразным завещанием для нас, оставшихся на земле, служат строки Анны Ахматовой в одной из недавно написанных им элегий: «Не с теми я, кто бросил землю…». Музыка Слонимского и все его благотворные деяния остались с нами, а он ушел в БЕССМЕРТИЕ! Светлая и вечная память!

О. Л. Девятова, доктор культурологии, профессор

г. Екатеринбург, 10 февраля 2020 г.

Назад к списку новостей