Войти  /  Регистрация
Меню



«Золотая книга»

Ирина Горюнова. Режиссура массовых театрализованных зрелищ и музыкальных представлений.
Лекции и сценарии.

                                                            СПб., 2009. — 208 с., ил. Тираж 1000 экз.

     Хорошо известно, что замечательный спортсмен не всегда становится таким же тренером, а, к примеру, гении исполнительского искусства не всегда преуспевают в педагогике. Однако в некоторых областях, особенно новых, где искусство тесно соприкасается с технологией, роль практического опыта бесценна. Именно поэтому книга заслуженного деятеля искусств, лауреата премии Правительства Москвы, доцента кафедры режиссуры музыкального театра Санкт-Петербургской государственно консерватории — из разряда золотых.

     На счету Ирины Горюновой — десятки осуществленных проектов, в основном, сложнопостановочных (театрализованные действа, гала-концерты и т. д.). Предлагаемая книга теоретически осмысливает весь этот опыт. Ее первая часть — 16 лекций, в которых режиссура массовых представлений, что называется, разложена от А до Я: работа над сценарием, с художником, звукорежиссером, с актерами; постановка массовых сцен; специфика создания образа на эстраде; виды и формы современных эстрадных программ и массовых представлений. Вторая часть книги — практическая: это пять режиссерских сценариев, воплощенных Ириной Горюновой. Среди них сценарии закрытия IV Московского международного фестиваля искусств имени Соломона Михоэлса, музыкально-театрализованного действа, посвященного 70-летию со дня рождения Анатолия Собчака и др.

Из книги Ирины Горюновой:

     «Основные законы театра, открытые и сформулированные К. Станиславским, Е. Вахтанговым, Вс. Мейерхольдом, А. Таировым и другими основоположниками нашей профессии, не просто применимы к так называемой массовой форме, а зачастую проявляются наиболее ярко, так как средства и методы воздействия на зрительскую аудиторию здесь совершенно иные, чем в театре. Прежде всего, при постановке массового представления следует подумать о форме выражения идеи, о жанре. Зачастую этот жанр ближе к искусству плаката, то есть в нем должны сочетаться лаконизм и образность, величественность и зрелищность, символика и ясность.

     Современная специфика работы в области массовых форм требует от режиссера профессионального знания всех видов искусств... Драма и опера, кинематограф и хореография, симфоническая и хоровая музыка, вокально-инструментальный жанр, фольклор и пантомима, народный танец, детское творчество, спорт — все это арсе­нал познаний режиссера-постановщика. Режиссер должен знать законы монтажа и законы коллективного восприятия, а также хорошо ориентироваться в самых современных технических средствах художественной выразительности (все виды осве-тительской и звуковой аппаратуры, кино- и видеопроекции, лазерной техники и т. д.)

     Короче говоря, это должен быть совершенно особый, синтетический вид профессиональной подготовки. Повышенное внимание... должно быть направлено на создание драматургического и режиссерского сценария. Именно такому режиссеру как никому другому подходит термин Вс. Мейерхольда — «автор спектакля».

Михаил Сегельман
«Музыкальное Обозрение» 05.2009 (305)

Заказать книгу

Вернуться к списку