ТИЩЕНКО Борис
Борис Иванович Тищенко родился 23 марта 1939 года в Ленинграде, городе, без которого себя не мыслил, где прожил до конца своих дней (декабрь 2010).
В музыкальном училище им. Н. А. Римского-Корсакова Тищенко занимался по фортепиано у В. Михелис и композицией в классе Г. Уствольской. В консерватории Тищенко помимо композиции также учился как пианист (у А. Логовинского). По классу композиции занимался у В. Салманова, затем — у В. Волошинова и О. Евлахова, в аспирантуре — у Д. Шостаковича.
Роль творческих контактов с Шостаковичем трудно переоценить, именно ему впоследствии композитор посвятит Третью и Пятую симфонии (последняя была написана после смерти Шостаковича). В 1963 году Тищенко по просьбе М. Ростроповича пишет Первый виолончельный концерт, который три года спустя завоевывает I премию на международном композиторском конкурсе «Пражская весна — 1966». С 1965 года Тищенко начинает преподавать в Ленинградской консерватории, с 1974 — ведет класс композиции. Среди его учеников немало известных композиторов.
Борис Тищенко писал фактически во всех существующих жанрах — от напева без сопровождения до суперсимфонии. Большое влияние оказало на композитора творчество Л. Бетховена, а также Ф. Шуберта, Г. Малера, М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского. Важнейшим источником творческих открытий оказались неевропейские культуры — Индия, Китай, Япония и т. д., а также фольклор (в годы обучения в консерватории композитор принимал участие в фольклорных экспедициях). Наконец, нельзя не вспомнить о воздействии музыки композиторов ХХ века — прежде всего, Б. Бартока, А. Берга, С. Прокофьева, И. Стравинского и, конечно, учителей композитора — Г. Уствольской и Д. Шостаковича.
О творчестве пишет Михаил Бялик:
Ранние его сочинения — Первая и Третья симфонии, Первый виолончельный концерт — были восприняты как по преимуществу лирические. Общая концепция, набросок которой сделан выше, тут связана с выражением внутреннего мира героя, облик которого сливается с обликом автора. Но уже во Второй симфонии, «Марина» — с хором, на стихи Цветаевой, — лирическое начало соединяется с эпическим. Хотя главная поэтическая тема симфонии — любовь, тут также запечатлены и народ, и история. Романтическое противопоставление «я — и народ», «я — и история» неприемлемо для Тищенко. Естественная для него позиция: «я как часть народа», «я как персонаж истории». В ахматовском «Реквиеме», в балете «Ярославна» к лирике и эпосу добавляется трагедия. Это триединство присутствует едва ли не во всех последующих крупных произведениях композитора.
В том числе — и в завершившем его путь мегацикле «Данте-симфоний». Впрочем, есть здесь и еще нечто важное — сатира, возрастающее от насмешки до гневного гротеска изобличение людских пороков. Нужно заметить, что в многогранном даровании Тищенко гармонически сосуществуют разнонаправленные, казалось бы, начала. Наряду со стремлением проникнуть в людскую психику, в сознание и особенно подсознание его всегда увлекало изображение звуками видимых предметов и явлений. Многие его коллеги пренебрежительно относились к программной музыке как к искусству низшего рода, он же в сочинениях разного жанра радостно предавался звукописи, добиваясь узнаваемости объектов и портретного сходства. Слушая музыкальную версию «Божественной комедии», восхищаясь мощью композиторского воображения, постоянно удивляешься: «Как, и это доступно музыке? И такие фантастические ландшафты, и такие затаенные свойства людской натуры способна она запечатлеть?» Вслед за классиками Борис Иванович подтвердил, что изобразительность в искусстве не исключает выразительности, а, напротив, усиливает ее.
Многолетнее сотрудничество связывало наше Издательство с Борисом Ивановичем Тищенко. Издательство «Композитор • Санкт-Петербург» — обладатель эксклюзивных прав на сочинения Бориса Ивановича Тищенко. Сегодня в нашем каталоге более 60-ти произведений композитора. Начата работа по изданию Полного Собрания Сочинений Бориса Тищенко.
Изданные сочинения:
Беатриче. Хорео-симфоническая циклиада. Данте-симфония № 1 (Среди живых) для большого симфонического оркестра. Партитура (в каталоге проката)
Беатриче. Хорео-симфоническая циклиада. Данте-симфония № 2 («Входящие, оставьте упованья») для большого симфонического оркестра. Партитура (в каталоге проката)
Ярославна (Затмение). Балет в трех действиях. Либретто О. Виноградова по «Слову о полку Игореве». Соч. 58. Партитура // Опубликовано в Собрании сочинений. Том 1
Ярославна (Затмение). Балет в трех действиях. Либретто О. Виноградова по «Слову о полку Игореве». Соч. 58. Клавир // Опубликовано в Собрании сочинений. Том 2
Симфония № 5. Для большого симфонического оркестра. Партитура (издано в собрании сочинений, том 9а)
Симфония № 6. Для сопрано, контральто и симфонического оркестра (в каталоге проката)
Симфония № 7. Для симфонического оркестра (в каталоге проката)
Симфония № 8 (неоконченная). Для оркестра. Партитура (в каталоге проката)
Реквием. Для сопрано, тенора и большого симфонического оркестра. Клавир (в каталоге проката)
Концерт для фортепиано с оркестром. В трех частях. Соч. 21 (1962). Партитура // Опубликовано в Собрании сочинений. Том 15
Концерт для флейты, фортепиано и струнного оркестра. В пяти частях. Соч. 54 (1972). Партитура // Опубликовано в Собрании сочинений. Том 15
Концерт № 1 для виолончели с оркестром. Клавир
Концерт для скрипки, фортепиано и струнного оркестра. В четырёх частях. Соч. 144 (2006). Партитура // Опубликовано в Собрании сочинений. Том 15 (в каталоге проката)
Концерт № 2 для скрипки с оркестром (Скрипичная симфония), соч. 84 (только печать на заказ)
Концерт для кларнета и фортепианного трио
Хеломские мудрецы. Вокально-инструментальный квартет для скрипки, сопрано, баса и фортепиано
Квартет № 6 для двух скрипок, альта и виолончели
Завещание. Стихи Н. Заболоцкого. Для сопрано, арфы и органа
Грустные песни. Для голоса в сопровождении фортепиано
Белый аист. Четыре песни на стихи О. Шестинского. Для среднего голоса и фортепиано
Чертеж. Вокальный цикл. Для среднего голоса и фортепиано. На слова разных авторов
Дорога. Вокальный цикл для меццо-сопрано и фортепиано
Три песни. На стихи Марины Цветаевой. Для меццо-сопрано и фортепиано
Три этюда на фоне моря. Для низкого голоса и фортепиано
Брату. Для сопрано, арфы и флейты. Слова М. Лермонтова
Andante espressivo для виолончели и арфы
Две сонаты для виолончели соло
Рондо. Каприччио. Для скрипки и фортепиано
Фантазия для скрипки и фортепиано
Литература о композиторе:
Письма Дмитрия Шостаковича Борису Тищенко: с комментариями и воспоминаниями адресата
Ольга Скорбященская. Борис Тищенко: интервью robusta
Музыка на CD:
Сонаты для фортепиано. Исполняет Владимир Поляков (на 2-х CD)
Произведения в каталоге проката