РЫТОВ Дмитрий
Рытов Дмитрий Анатольевич 1968 года рождения с отличием окончил факультет «Культурно-просветительной работы» Ленинградского государственного института культуры (1991). С 1991 по 1994 год обучался в очной аспирантуре Ленинградского государственного института культуры им. Н. К. Крупской. Ученая степень кандидата педагогических наук присуждена решением диссертационного совета Санкт-Петербургской государственной академии культуры 21 февраля 1995 г. и утверждена Высшей аттестационной комиссией 19 мая 1995 г. С 2008 года по настоящее время — старший преподаватель, доцент кафедры народных инструментов Санкт-Петербургского государственного института культуры.
Весь профессиональный путь Д. А. Рытова связан с наукой и образованием. Помимо преподавания в Санкт-Петербургском государственном институте культуры, Д. А. Рытов многие годы работал учителем, методистом, руководителем опытно-экспериментальной площадки, заместителем директора по научно-экспериментальной работе в ГБОУ СОШ №684 «Берегиня» Московского района Санкт-Петербурга, методистом Научно-методического центра Московского района, читал лекции и проводил семинары и мастер-классы в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, в Ленинградском областном институте развития образования, в учреждениях дополнительного профессионального образования Санкт-Петербурга и других городов Российской Федерации.
Д. А. Рытовым подготовлено и опубликовано 70 научных и приравненных к ним учебно-методических работ, а также 18 газетных статей и публикаций популярного характера. Большое значение имеет написанные Д. А. Рытовым фундаментальные труды в области обучения студентов ВУЗов с авторскими методиками подготовки будущих специалистов, создание в 2015 году в рамках государственного задания Министерства культуры Российской Федерации для студентов бакалавриата учебного пособия «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей», в котором раскрываются методологические и практические вопросы сохранения традиций народной музыки, приобщения детей к музыкальной народной культуре.
В 2008 году Д. А. Рытовым разработан и внедрен в образовательный процесс кафедры учебный курс «Методика начального обучения на народных музыкальных инструментах в процессе эстетического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста», который решает ключевой вопрос преемственности системы музыкального образования и обучения игре на народных музыкальных инструментов, начиная с дошкольного возраста и до реализации обучающих задач по программам бакалавриата, магистратуры и ассистентуры-стажировки. В дальнейшем этот курс Д. А. Рытовым переработан в курс «Музыкальное воспитание детей на традициях народно-инструментальной культуры» и является одной из значимых дисциплин в учебном плане кафедры народных инструментов.
Большая часть материалов, входящих в содержательный компонент курса, является авторскими разработками Д. А. Рытова, который имеет многолетний успешный практический опыт теоретических исследований. В рамках программы «Приоритетные национальные проекты» научно-методические разработки Д. А. Рытов вошли в сборник материалов «Петербургский урок» (СПб.: СПбАППО, 2010). Созданное им учебно-методическое пособие «Русская ложка. Музыкально-игровая энциклопедия» (СПб: Композитор-Санкт-Петербург, 2011. — 224 с.) успешно прошло экспертизу и допущено Экспертным научно-методическим советом Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга и рекомендовано Советом развития образования Ленинградской области для использования в образовательном процессе в образовательных учреждениях Ленинградской области. Учебно-методическое пособие «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей. Русские народные инструменты» (М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. — 384 с.) допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебно-методического пособия. Большинство научных трудов Д. А. Рытова опубликовано в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией при Министерстве образования и науки Российской Федерации.
Созданные Д. А. Рытовым научно-методические работы создают необходимое учебно-методическое обеспечение дисциплин для преподаваемых им в институте дисциплин: «Этнические музыкальные традиции», «Изучение клавишных языковых инструментов», «Ансамбль», «Камерный ансамбль», «Расшифровка народных песен и инструменты устной традиции», «Методика преподавания профессиональных дисциплин», «Народные инструменты фольклорной традиции». Д. А. Рытов активно участвует, читая лекции, в краткосрочной программе повышения квалификации Центра дополнительного профессионального образования института, кафедры народных инструментов и авторской школы профессора Н.А. Кравцова «Методика преподавания специального инструмента».
В 2015 году Д. А. Рытовым разработаны модули дистанционного учебного курса «Игра на детских музыкальных инструментах» и «Организация коллективной деятельности на музыкальных занятиях» в рамках дистанционного учебного курса «Музыкальное воспитание в дошкольной образовательной организации» в проекте Министерства образования и науки Российской Федерации и межвузовской площадкой электронного образования «Курсариум» (http://universarium.org) «Внедрение массовых средств обучения работников организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, в целях эффективной реализации образовательных программ дошкольного образования с учетом ФГОС дошкольного образования».
Особенно стоит отметить создание Д. А. Рытовым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и издание учебно-методического комплекта по музыке для 1–4 классов общеобразовательных организаций, который прошел соответствующую экспертизу в Российской академии наук, в Российской академии образования, а также — педагогическую и общественную экспертизы и получили гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации» (Федеральный перечень учебников). В учебно-методический комплект входят учебники по музыке для начальной школы (1–4 классы), мультимедийное приложение к каждому учебнику, электронные учебники, рабочие тетради для обучающихся и нотные хрестоматии для каждого класса, рабочая программа, программа курса, методические пособия для учителя. Всего Д. А. Рытовым разработано и издано 24 инновационных образовательных продукта, которые входят в учебно-методический комплект, созданный для получения полноценного образования обучающихся по предмету «Музыка» в начальной школе.
Особая ценность содержания учебно-методических трудов Д. А. Рытова заключается в авторских акцентах на традиционных ценностях и нравственной сущности русской народной и отечественной музыкальной культуры; на развитие увлеченности и мотивации школьников и студентов к обучению на основе образного, нравственно-эстетического постижения лучших образцов народной культуры и произведений искусства «золотого фонда», на приобщение их к активной творческой деятельности в позиции компетентного и подготовленного зрителя и слушателя; на личностный поиск и открытие ими «для себя» ценностей искусства; на осознание природы многоликих явлений народной культуры и роли искусства в жизни общества и отдельного человека, на выявление общности и специфики выразительных средств народного искусства, на обращение к художественному опыту и традициям «малой родины», к первородным культурологическим аспектам, формирующим фундамент для гармоничного развития личности, уважающей и понимающей культуру и традиции своего народа и других народов мира; на осмысление значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности.
Д. А. Рытов является лауреатом международных и всероссийских музыкальных конкурсов. Его ученики – лауреаты международных музыкальных конкурсов.
В 1996 году Д. А. Рытов завоевывает победу на конкурсе «Учитель года Санкт-Петербурга». В 1997 году Рытов Д. А. становится победителем конкурса «Учитель года России» в номинации «За вдохновение и педагогический артистизм».
С 1997 года Д. А. Рытов принимает активное участие в проведении городского конкурса педагогических достижений, руководя деятельностью городских экспертных комиссий по номинациям «Индивидуальное сопровождение», «Одаренный ребенок», «Педагогические надежды». В 2000 году Д. А. Рытов включен в состав Совета победителей конкурса «Учитель года России» при Министре образования Российской Федерации. В 2001 году - член городского Оргкомитета конкурса педагогических достижений. В 1998, 2003 годах - член жюри Всероссийского конкурса «Учитель года России». В 2005 и в 2006 учебном году – член районной и городской конкурсных комиссий педагогических достижений. В 2006 году Рытов Д.А. являлся членом городских экспертных групп по анализу документов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, внедряющих инновационные образовательные программы, и учителей Санкт-Петербурга в рамках реализации национального проекта поддержки образования в Российской Федерации.
В 2017 году Д. А. Рытов стал абсолютным победителем Всероссийского конкурса в области педагогики, работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя», проводимым Министерством образования и науки Российской Федерации и Синодальным отделом религиозного образования и катехизации при поддержке аппарата Полномочного представителя Президента в Центральном федеральном округе. Работа Д. А. Рытова «Создание учебно-методического комплекта по предмету «Музыка» для 1-4 классов, способствующего духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников» признана лучшей не только в номинации «Педагоги высшей школы средней школе», но и стала абсолютным победителем среди всех представленных на финальный всероссийский тур конкурса 118 работ из 9 федеральных округов. Стоит отметить, что только на региональный тур этого конкурса в Российской Федерации было представлено 2308 работ от 2339 участников.
Созданный Д. А. Рытовым учебно-методический комплект направлен на духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников, на формированию у детей ценностно-смысловых ориентаций с опорой на наследие народной музыки, русского музыкального искусства, способствующий получению знаний об истории и культуре своего народа; на раскрытие в музыкальной деятельности дидактических возможностей традиционной культуры как процесса трансляции, сохранения и переосмысления ценностей, на формирование устойчивого интереса к национальным традициям, как эффективного механизма этнокультурной идентификации личности, как средства гармонизации межэтнических отношений. Важнейшее значение имеет, что для учебно-методического комплекта Д. А. Рытовым разработан ряд продуктов для учителя (программа курса, рабочие программы по предмету, нотные хрестоматии, учебные пособия для учителя, электронные учебники, мультимедийные диски), которые создают полноценное учебно-методическое обеспечение, как для деятельности самого педагога, так и для подготовки специалистов в области музыкального образования и художественно-эстетического воспитания в высшей школе.
Хочется отметить, что все научные труды Д. А. Рытова носят не только глубокий методологический, но и большой практико-ориентированный характер, имеют высокую степень внедрения в образовательное пространство Санкт-Петербурга и Российской Федерации. Все работы Д. А. Рытова выстроены в единой трехуровневой парадигме обеспечения образовательного и учебно-методического процесса субъектов общеобразовательных организаций, средних специальных учебных заведений и вузов: ребенка – подготовки студента – повышения квалификации, переподготовки учителя.
Д. А. Рытов систематически проводит авторские семинары, мастер-классы, вебинары, участвует в научно-практических конференциях, способствуя более широкому распространению своих авторских идей.
Почетные звания: заслуженный работник культуры Российской Федерации, Лауреат Премии Президента Российской Федерации, Почетный работник общего образования Российской Федерации, победитель конкурса «Учитель года Санкт-Петербурга-96», Всероссийского конкурса «Учитель года России-97» в номинации «За вдохновение и педагогический артистизм», победитель XI-го Всероссийского конкурса в области педагогики, работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя», обладатель Золотой медаль и титула «Чемпион мира» VI-го Мирового чемпионата по фольклору «World Folk 2016» (Болгария), лауреат I–й степени III-го Международного фестиваля славянской письменности и культуры «Славянский свет» (Эстония), лауреат I степени V Всероссийского фестиваля рожечной музыки «Русский рожок», лауреат Межрегионального фестиваля народной музыки и ремесел «На Муромской дорожке» в номинации «За сохранение музыкальных традиций русского народа».
Наличие премий, призов и иных наград: медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга», знак «За гуманизацию школы Санкт-Петербурга», памятная медаль за неоценимый вклад в проведение Пасхального фестиваля, Благодарность Министра образования Российской Федерации, Благодарность Губернатора Санкт-Петербурга, Благодарности Председателя Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга, Благодарности администрации Московского района Санкт-Петербурга и др.
Совместно с нашим издательством Д. А. Рытов создал учебно-методическое пособие «Русская ложка. Музыкально-игровая энциклопедия»