Войти  /  Регистрация
Меню

ДОКЛАД

ВЫПОЛНИЛА: преподаватель по классу скрипки

Романчева Елена Анатольевна

САМАРА – 2014

Добрый день, уважаемые коллеги. Я и ученики моего класса представим сегодня вашему вниманию сборник «Светлячок» ступень №2. Это сборник, состоящий из 8 пьес для ансамбля скрипачей и фортепиано. Составителем и автором переложений является Эдуард Пудовочкин. Прежде чем перейти к самому сборнику, мне хотелось бы несколько слов сказать об авторе-составителе.

 Эдуард Васильевич Пудовочкин — педагог-скрипач, руководитель детских ансамблей скрипачей. Родился в 1936 году в Баку (Азербайджан). Учился у профессора Тофика Бакиханова, известного азербайджанского композитора и педагога. Окончил Саратовскую консерваторию, стажировался в Ленинградской консерватории в классе В. С. Либермана.

Эдуард Васильевич разработал специальную методику музыкального воспитания детей с 5-ти, 6-ти лет, так называемый «групповой метод». В основе этой методики лежат два главных принципа:

• ранние формы ансамблевого музицирования;

• комплексное развитие музыкальных способностей детей через игру в ансамбле.

На протяжении 30 лет Э. Пудовочкин собирал, аранжировал и редактировал множество пьес для ансамбля скрипачей детских музыкальных школ. Итогом этой работы стал выход сборника «Светлячок» в 10 частях или ступенях (от Издательства: на сегодняшний день издано уже 12 ступеней, готовится к печати Ступень 13). Каждая ступень сгруппирована по принципу возрастания технических трудностей. Таким образом, 2 ступень — это сборник пьес для младших классов. Кстати, своё название — «Светлячок» — сборники получили не случайно. Именно так назывался первый ансамбль скрипачей, которым Эдуард Васильевич руководил около 15 лет в г. Белгороде. Несмотря  на свой солидный возраст (77 лет), Э. В. Пудовочкин в настоящее время руководит ансамблем «Звездички» в г. Бургас (Болгария).

«СВЕТЛЯЧОК» СТУПЕНЬ № 2

(аннотация сборника с иллюстрированием пьес)

1. «Музыкальный алфавит».  Аранжировка Н. Кар

В основе «Музыкального алфавита» лежит известная мелодия В. А. Моцарта «Аллегретто». Партия первой и второй скрипки и есть «Аллегретто», а партия третьей скрипки очень разнообразна мелодически и ритмически. «Музыкальный алфавит» — это  облегчённый вариант известного произведения Н. Карш «Учитель и ученик».

Исполняют: Москалёв Тимофей 4 кл, Белокон Владислава 1 кл, Романчева Елена Анатольевна, концертмейстер Самсонова Марина Владимировна

2. Е. Медведовский. «Гамма-джаз»

На мой взгляд это самое яркое произведение сборника. Партия второй скрипки представляет собой однооктавную гамму Ре мажор в трёх штриховых вариантах: деташе на целый смычок, стаккато и акцентированное деташе. Партия же первой скрипки похожа на джазовую импровизацию. А вместе и получается гамма - джаз. Характерный аккомпанемент так же придаёт пьесе лёгкость и помогает уловить непринуждённое джазовое настроение. Считаю, что эта пьеса может быть полезна для учащихся 1-го класса, которые только начинают знакомство с гаммами. В данном сборнике (ступень №2) «Гамма-джаз» представлена в лёгком варианте, а в ступени №4 — более сложный вариант.

Исполняют: Белокон Владислава 1 кл, Романчева Е. А.

3. М. Качурбина. «Мишка с куклой»

«Мишка с куклой» — это известная пьеса для начинающих скрипачей, изучающих штрих мартле. В данном произведении мартле сочетается с деташе. Обе партии равнозначны и эта пьеса может быть очень полезна на первоначальном этапе обучения.

Исполняют: Королёв Родион 2 кл, Романчева Е. А.

4. Й. Гайдн. «Анданте»

Данное переложение пьесы Гайдна ставит перед исполнителями следующие задачи: одинаковое распределение смычка, скорость его ведения, фразировка. Я считаю, что «Анданте» — произведение, в котором учащиеся могут действительно почувствовать, что означает игра в ансамбле, то есть вместе, слитно.

Исполняют: Королёв Родион 2 кл, Романчева Е. А.

5. Н. Карш. «Колыбельная мышонку»

6. И. Дунаевский. «Колыбельная»

Следующие две пьесы — это колыбельные. Они представляют собой хороший материал для выработки штриха легато и деташе в спокойно-неторопливой кантилене у начинающих скрипачей. Если в «Колыбельной» Дунаевского основной является первая партия, то в «Колыбельной мышонку» наиболее полезной для учеников будет вторая партия, где особое внимание заслуживает работа 1-го пальца. Во 2-ой ступени сборника «Светлячок» дан лёгкий вариант пьесы Н. Карш, а в ступени №5 — сложный.

Исполняют: Семёнова Анна 2 кл, Романчева Е. А.

7. И. С. Бах. «Менуэт»

8. Ж. Ф. Рамо. «Ригодон»

Заключительные пьесы сборника — это музыка И. С. Баха и Ж. Ф. Рамо. Э. В. Пудовочкин в своей работе «Скрипка раньше букваря» пишет:

«Когда дети научатся слушать первый голос, аккомпанируя ему вторым, мы переходим к изучению произведений полифонических, то есть произведений композиторов 17 века, и чем раньше, тем лучше. В отдельности каждый из голосов может показаться не очень интересным. Но когда объяснишь ребятам значение каждого мелодического поворота, интонационного хода, когда проработаем все голоса отдельно, то наступает знаменательный день — звучит многоголосие, полифония!» Не удивительно, что уже во 2-ой ступени сборника «Светлячок», который предназначен, как вы смогли убедиться, для начинающих, включены произведения старинных композиторов — «Менуэт» И. С. Баха и «Ригодон» Ж. Ф. Рамо. «Ригодон» здесь представлен в лёгком варианте, а в ступени №4 — в более сложном.

Исполняют: Черепанова Валерия 6 кл, Смекалина Анастасия 6 кл, Романчева Е. А.

Вашему вниманию был представлен сборник «Светлячок» ступень №2, который, по моему мнению, может быть полезен педагогам в работе с учениками младших классов как на уроках по специальности, так и на уроках ансамбля.

А закончить своё выступление я хотела бы ещё одним произведением из сборника «Светлячок», но уже из ступени №9.

Д. Гершвин. «Летний день»

Исполняют: Лапшина Алиса 5 кл, Романчева Е. А.

Благодарю всех за внимание.

Вернуться на страницу автора