Войти  /  Регистрация
Меню
Валерий Леонардович Бровко,композитор

СЛОНИМСКИЙ Сергей

Слонимский Сергей Михайлович — один из лидеров современной отечественной музыки, Композитор, музыковед, пианист, автор произведений во всех жанрах.

Родился 12 августа 1932 года в Ленинграде.Семья Слонимских причастна к науке, литературе и искусству. Отец музыканта Михаил Леонидович был известным писателем, членом содружества «Серапионовы братья», которое ощутимо влияло на облик литературного Ленинграда 1920-х годов. Дядя Николай Леонидович, выпускник Петербургской консерватории, стал авторитетнейшим американским музыковедом.

Ленинградское детство Сергея отмечено рано проявившимися стремлениями к музыке. Сочинять он начал в пять лет, до первых уроков в музыкальной школе с пианисткой Анной Даниловной Артоболевской и композитором Сергеем Яковлевичем Вольфензоном. Даже стихи он не читал, а пропевал, превращая в песенки. Толчком к сочинению послужило событие его детской жизни: Сережа впервые попал в театр на спектакль. Это была «Красная Шапочка» Евгения Шварца. Придя домой, мальчик тут же написал песенки Лисы, Зайцев и Волка.

1930–1950-е годы — пора ленинградских открытий: начало занятий музыкой, поступление в Ленинградскую консерваторию, встречи с педагогами, которые остались в памяти навсегда, первые композиторские опыты, концертные выступления. Среди разноголосицы событий, наводнявших детство и юность, особую по важности линию составило знакомство с новыми для Слонимского музыкальными сочинениями.

Знаменательно, что первым вдохновителем Сережи стал Прокофьев. Дерзостный новатор, непокорный ученик Лядова и Римского-Корсакова, он помог Слонимскому и обрести себя, и почувствовать благотворную связь с кучкистской традицией. Впервые услышав прокофьевские «Сказочку» и Марш из «Детской музыки», мальчик ощутил: «В таком роде и я смогу!».

Свежая мелодическая и ладовая речь, сокровенная чистота лирической интонации, стихийная сила наваждений-ритмов — вот те принципы стилистики Прокофьева, которые постепенно осознавались Слонимским и преломлялись им в собственном творчестве. Неслучайно с симфониями Прокофьева молодой музыкант позднее связал свои научные интересы, написав диссертацию и монографию. Эти работы дополняют представление о творческом credo Слонимского: ведь он говорит о музыке, во многом родственной своей.

Детство совпало с трудными годами войны, эвакуацией в Пермь. Но не прервались занятия музыкой. Открытием стало знакомство с оперной и балетной классикой — «Князем Игорем» Бородина, «Евгением Онегиным», «Лебединым озером», «Щелкунчиком» Чайковского в исполнении ленинградцев — эвакуированных артистов Театра оперы и балета имени С. М. Кирова. Его дирижер Исай Эзрович Шерман сделался наставником Слонимского в ту пору. Все это способствовало формированию в творческой личности будущего композитора такой ключевой для него черты, как театральность.

С 7-й, «Ленинградской», симфонии начался путь Слонимского к Шостаковичу. Эта музыка вошла в сознание юного композитора как воплощение правды о войне, неотъемлемой частью которой был образ родного города.

Мысли и чувства, рожденные войной, музыкант пронесет через всю жизнь. К 60-летию Победы Слонимский напишет свою 12-ю симфонию (2004), которую посвятит Академическому симфоническому оркестру Санкт-Петербургской филармонии — исполнителю-соавтору трагического опуса Шостаковича. А баллада Слонимского «На смерть Жукова» со стихами И. Бродского (1995) стала единственным музыкальным и поэтическим приношением легендарному полководцу, «скромная лепта Родину спасшему»...

В военные годы возникли первые контакты Сережи с Москвой, где он обучался в Центральной музыкальной школе по композиции у Евгения Иосифовича Месснера и Виссариона Яковлевича Шебалина. Здесь Слонимский узнал и полюбил Грига — еще одно знаковое имя в его музыкальном пантеоне. Переклички с норвежским романтиком выйдут на поверхность в фортепианной «Северной балладе» (1999). Нечто григовское окрасит ладогармонический язык и проникновенные лирические темы Слонимского — например, тему Офелии из оперы «Гамлет»...

Возвратившись домой, Сережа продолжил обучение в школе-десятилетке при Ленинградской консерватории у Самария Ильича Савшинского по фортепиано, Бориса Александровича Арапова и Юрия Анатольевича Балкашина по композиции.

Наряду с детальным вслушиванием в оперы Мусоргского, Римского-Корсакова на уроках музыкальной литературы юный музыкант штудировал дома по клавиру гонимую «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича. Глубокий след оставили 9-я симфония Бетховена, «Шехеразада», «Испанское каприччио» Римского-Корсакова, «Болеро» Равеля, сочинения Шебалина, а также вальсы Шопена, «Кампанелла» Листа в исполнении Генриха Нейгауза, 6-я соната Прокофьева, вошедшая в репертуар Святослава Рихтера...

С 1950 года Слонимский — студент Ленинградской консерватории, которую окончил по двум факультетам — как композитор и как пианист (1955). Незабываемо то, что он получил в классах композитора Ореста Александровича Евлахова (ученика Шостаковича), крупного специалиста в области древнерусского певческого искусства Николая Дмитриевича Успенского, тонкого знатока фольклора Феодосия Антоновича Рубцова, глубокого исследователя оркестра Израиля Борисовича Финкельштейна, автора проникновенных мелодий Венедикта Венедиктовича Пушкова, замечательного пианиста-артиста Владимира Владимировича Нильсена.

Главное: в годы юности как никогда стремительно шло освоение Слонимским разных сфер музыки. Если постижение тайн древнерусской монодии и полифонического письма открывало пути в глубь веков, то изучение объявленных в послевоенную пору «формалистами» Брамса, Малера, Рихарда Штрауса, Дебюсси, позже — Шёнберга, Веберна, Луиджи Ноно, Ксенакиса подводило к пониманию направлений развития современного западноевропейского искусства.

Познание нового, а вернее — жизнь в музыке с каждым годом становилась полноводней, теснее сплетаясь с кипучей жизнью Ленинграда — Петербурга. В общении с выдающимся современным композитором Люцианом Абрамовичем Пригожиным, друзьями-сверстниками постигалась музыка ХХ века. Размышления о направленности, принципах собственного творчества питали также премьеры и вернисажи, выступления отечественных исполнителей и зарубежных гастролеров, контакты с поэтами, писателями, художниками, режиссерами, книги и спектакли. Так продолжается поныне. Все значимые культурные события города на Неве — в поле зрения Слонимского, которого часто можно встретить в одном из концертных залов.

Сегодня Сергей Слонимский — профессор Санкт-Петербургской консерватории, народный артист России, лауреат Государственной премии Российской Федерации имени М. И. Глинки, премии правительства Санкт-Петербурга (1996), Академик Российской академии образования, кавалер Командорского креста ордена «За заслуги» Республики Польша. Основатель и ведущий Музыкальных собраний Фонда культуры Петербурга, член Союза композиторов. В октябре 2009 года удостоен премии «Балтийская звезда».

Сочинения Сергея Слонимского часто исполняются в России и за рубежом.

Сергей Михайлович умер 9 февраля 2020 года в Санкт-Петербурге.

Основные произведения:

Ораториальная опера «Антигона» (2006) по трагедии Софокла (партитура и дирекцион)

Музыкальная драма «Виринея» (1965–1967) по мотивам повести Л. Сейфуллиной

Камерная опера «Мастер и Маргарита» (1970–1972) по М. Булгакову

Опера-баллада «Мария Стюарт» (1978–1980) на либретто Я. Гордина

Dramma per musica «Гамлет» (1990–1991) по трагедии У. Шекспира в переводе Б. Пастернака

Dramma per musica «Король Лир» (2000–2001) по трагедии У. Шекспира в переводе Б. Пастернака

Камерная опера (монодическая драма) «Царь Иксион» (1993–1995) по античному мифу и трагедии Ин. Анненского

Русская трагедия в четырнадцати видениях с тремя эпилогами и увертюрой «Видения Иоанна Грозного» на либретто Я. Гордина (также издана Сюита из этой оперы. Для солистов, хора и симф. оркестра. Партитура)

Сюита из балета «Волшебный орех» по «Сказке о крепком орехе» Э. Гофмана. Для большого симфонического оркестра. Партитура

Симфонический распев. Для духовых, струнных, ударных, двух арф и двух балалаек. Партитура

31 симфония:




   Симфония № 7       Симфония № 9        Симфония № 10       Симфония № 11       Симфония № 12   
 









   Симфония № 13   
   Симфония № 14   
   Симфония № 16   
   Симфония № 21         Симфония № 23    










   Симфония № 27        Симфония № 28   
   Симфония № 29         Симфония № 30       Симфония № 31







Симфония № 33   
     

Кантаты (среди них «Голос из хора» (1962–1963) на стихи Александра Блока, «Один день жизни» (1998) на тексты «Главы о тысяче» Дхаммапады в переводе В. Топорова)

Оратория «Час мужества»

Инструментальные концерты (в т. ч. для фортепиано /партитура, клавир/, для органа, для скрипки, альтавиолончели), а также:





Lamento furioso
Для скрипки, кларнета и фп.
Альба
Для флейты или скрипки с фп.
Бурлеска
Для гобоя и фп.
Звезда Востока
Для скрипки и фп.
     
Легенда
Для скрипки и фп.
Монолог и токката
Для кларнета и фп.
Ноктюрн. Концертный вальс
Для скрипки и фп.
Пьесы
Для маримбафона и ксилофона
       
Соната
Для скрипки и фп.
Монодия
Для скрипки соло
Соната
Для виолончели и фп.
Сюита
Для альта и фп.
Три грации
Сюита для альта и фп.



 

 


Еврейская рапсодия
Для фп., струнных, флейты и ударных
Партитура
Две школьные юморески
Для скрипки соло
Три концертные пьесы
Для арфы
Еврейская рапсодия
Для фп., струнных, флейты и ударных
Клавир



   








Фортепианная музыка (в две и четыре руки, а также сборник пьес для самых маленьких — «Первые шаги на клавиатуре»)

Реквием для солистов, хора и симфонического оркестра (2003)

Сочинения для хора (в т. ч. песня «Петербургская звезда»,  сборник хоров для детей, Два хора на стихи А. Введенского), а также множество вокальных (песни и романсы) и симфонических, камерно-инструментальных произведений, среди которых:






   Время чудовищ   
Для камерного оркестра
   Диалог и фуга   
Для симф. оркестра
   Из ветхого завета
Партитура
   Квинтет   
Партитура
   Концерт-буфф   
Для камерного оркестра









   Петербургские видения   
Партитура
   Польские строфы   
Для меццо-сопрано и флейты
   Трио   
Для скрипки, виолончели и фп.
   5 пьес из альбома «От 5 до 50»
Для ансамбля ударных
   Симфониетта   
Партитура







Мини-партита
Для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фп.
   Трио № 2   
Для скрипки, виолончели и фп.
Антифоны
Для 2-х скрипок, альта и виолончели


Музыка на CD:

24 прелюдии и фуги (на двойном CD)

Реквием. Симфония № 11

Увертюра к опере «Видения Иоанна Грозного». Славянский концерт. Симфония № 10

Сергей Слонимский — детям. Исполняет автор

Вокальные сочинения на стихи А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова

Инструментальные концерты 

Король Лир. Drama per Musica по одноимённой трагедии У. Шекспира


Сочинения в каталоге проката


Литературные произведения Слонимского:

Бурлески, элегии, дифирамбы (мягкая обл., 2000)

Заметки о композиторских школах Петербурга XX века. К 150-летию Петербургской консерватории, 2012

Мелодика. Основы практического курса, 2018 г.

Мысли о композиторском ремесле, 2006

О новаторстве Шопена. К 200-летию со дня рождения, 2010

Парадоксы в современной музыке и в современной жизни, 2017

Практическая гармония. Учебное пособие

Свободный диссонанс. Очерки о русской музыке, 2004

Творческий облик Листа: взгляд из XXI в., 2010

Раздумья  о третьем авангарде и путях современной музыки (заметки композитора), 2014

Книги О Сергее Михайловиче Слонимском:




Зайцева Т.
  Композитор Сергей Слонимский   
Портрет петербуржца
   
Сергей Слонимский — собеседник   
Ред.-сост. Е. Долинская
Долинская Е.
   Музыкальная галактика Сергея Слонимского   


Александр Харьковский: Интервью с продолжением...

СЕРГЕЙ СЛОНИМСКИЙ. ФОРТЕПИАННЫЕ ЦИКЛЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА:

ЧАСТЬ 1. «От пяти до пятидесяти»

ЧАСТЬ 2. «Первые шаги на клавиатуре»

ЧАСТЬ 3. «Три лесные истории»

ЧАСТЬ 4. «В Африке»

ЧАСТЬ 5. «В виртуальном мире»

ЧАСТЬ 6. «Из русских народных сказок»

ЧАСТЬ 7. «Юность»

ЧАСТЬ 8. Двенадцать прелюдий

ЧАСТЬ 9. «Три грации». «Колористическая фантазия»

ЧАСТЬ 10. Детский репертуар: как ввести ребенка в мир современной музыки

ЧАСТЬ 11. Детская музыка: традиции Европы и России

ЧАСТЬ 12. CD: композитор исполняет свою музыку — детскую и не только

ЧАСТЬ 13. Об исполнительской свободе 

(читать полностью)

   

 


Назад к списку новостей